Теоретические основы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Что такое критическое мышление?
Надо сказать, что по поводу определения понятия "критическое мышление" существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия "критическое мышление", "аналитическое мышление", "логическое мышление", "творческое мышление" и т.д. Хотя термин "критическое мышление" известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина "критическое мышление". Дж. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать[2].
Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе "Психология критического мышления" следующим образом: это "направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата".
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
По определению И.О. Загашева, критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое [1].
Исходя из рассмотренного материала, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное [3].
При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
1.2 Базовая модель технологи РКМЧП
Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии (осмысление содержания) и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Учебный процесс, на котором полностью реализованы все стадии технологии РКМЧП, авторы-разработчики считают учебным занятием. При применении отдельных приемов технологии – уроком с использованием данной технологии.
Проводя занятия в технологическом режиме, сталкиваешься с тем, что базовая модель "вызов – осмысление содержания – рефлексия" работает только при условии объединения сразу двух уроков. Тем не менее, все этапы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма не обязательно имеют место на одном уроке – это может быть серия уроков. Очень важно, чтобы цикл "вызов – осмысление содержания – рефлексия" был завершён и имел выход на следующий вызов.
Для педагогов по организации учебного процесса С.И. Заир-Беком, И.В. Муштавинской предложена таблица, определяющая деятельность учителя и ученика на занятии. Даны рекомендации по использованию педагогического инструментария на определенных этапах (Приложение 1) [2].
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
1.3 Классификация педагогического инструментария технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Работая в режиме технологии развития критического мышления учащихся, учитель перестает быть главным источником информации, и, предлагая приемы технологии, превращает обучение в совместный поиск. За основу классификации взяты способы организации работы в процессе обучения учащихся (Таблица 1) [2].
Таблица
1
Классификация
приемов и методов технологии РКМЧП
Способы
организации работы
|
Название
приемов, методов
|
Графические
приемы организации материала
|
Кластер,
таблица "З-Х-У"
|
Визуальные
формы организации материала
|
Прием
"Выглядит, как …", " Звучит, как…", сводная таблица,
таблица "Кто? Что? Где? Почему?", приём "Плюс - минус - интересно",
бортовые журналы
|
Приемы
и стратегии работы с информационными текстами
|
ИНСЕРТ,
эффективная лекция, верные и неверные утверждения
|
Приемы
чтения материала с использованием различных типов вопросов
|
Чтение
с остановками, таблица "тонких и толстых вопросов"
|
Формы
письменной рефлексии
|
Синквейн,
эссе, портфолио
|
Метод
рефлексивного обобщения полученных знаний
|
"Шесть
шляп мышления"
|
Модели
постановки и решения проблем
|
Стратегия
"Идеал", прием "фишбоун"
|
Формы
групповой работы
|
Стратегия
"Зигзаг", игра "Как вы думаете"
|
Стратегии
организации дискуссии
|
Совместный
поиск, перекрестная дискуссия
|
Таким образом,
технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
базируется на позициях важности суждений каждого, не авторитарности учителя,
опоры новых знаний на имеющийся опыт. Процесс обучения с использованием
технологии развития критического мышления должен быть представлен целостной
системой работы учителя.
Литература
1. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. // Подборки "Первое сентября" http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
3. Клустер Д. Что такое критическое мышление.// Подборки "Первое сентября" http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902
4. Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 класс: М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
5. Развитие критического мышления через чтение и письмо http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/fiz_krit_m.doc
Приложение 1
Таблица
1
Технология
развития критического мышления – стадии и методические приёмы
Стадия
(фаза)
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Возможные
приёмы и методы
|
I.
Вызов (evocation)
|
Направлена
на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию
их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
|
Ученик
"вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает
предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала,
задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.
|
Графическая
систематизация материала: кластер, таблицы, верные и неверные утверждения,
рассказ предположение по ключевым словам, составление списка "известной
информации"
|
Информация,
полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа
ведётся индивидуально, в парах или группах
|
|||
II. Осмысление содержания (realization of meaning)
|
Направлена
на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой
информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
|
Ученик
читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы
чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой
информации
|
Методы
активного чтения: маркировка с использованием значков "V", "+",
"-", "?" (по мере
чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных
дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части
урока вопросы
|
На
стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой
информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся
индивидуально или в парах
|
|||
III.
Рефлексия (reflection)
|
Учителю
следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести
изменения, дополнения; творческие, исследовательские или практические задания
на основе изученной информации
|
Учащиеся
соотносят "новую" информацию со "старой", используя
знания, полученные на стадии осмысления содержания
|
Заполнение
кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками
информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы
на поставленные вопросы. Организация различных видов дискуссий. Написание
творческих работ.
Исследования
по отдельным вопросам темы и т. д.
|
На
стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация
изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
|