Технология РКМЧП

Теоретические основы технологии азвитие критического мышления через чтение и письмо" 
Что такое критическое мышление?
   Надо сказать, что по поводу определения понятия "критическое мышление" существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия "критическое мышление", "аналитическое мышление", "логическое мышление", "творческое мышление" и т.д. Хотя термин "критическое мышление" известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.



   Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина "критическое мышление". Дж. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать[2].

Д. Халперн определяет критическое мышление в своей работе "Психология критического мышления" следующим образом: это "направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата".



   Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);

2. гибкость (восприятие идей других);

3. настойчивость (достижение цели);

4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

   По определению И.О. Загашева, критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные характеристики критического мышления: умение использовать различные техники решения проблемных ситуаций; умение анализировать информацию на разных уровнях; владение техниками формулировки вопросов и другое [1].

   Исходя из рассмотренного материала, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное [3].

   При всем многообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

   Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

1.2  Базовая модель технологи РКМЧП
   Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии (осмысление содержания) и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить. Учебный процесс, на котором полностью реализованы все стадии технологии РКМЧП, авторы-разработчики считают учебным занятием. При применении отдельных приемов технологии – уроком с использованием данной технологии.

   Проводя занятия в технологическом режиме, сталкиваешься с тем, что базовая модель "вызов – осмысление содержания – рефлексия" работает только при условии объединения сразу двух уроков. Тем не менее, все этапы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма не обязательно имеют место на одном уроке – это может быть серия уроков. Очень важно, чтобы цикл "вызов – осмысление содержания – рефлексия" был завершён и имел выход на следующий вызов.

   Для педагогов по организации учебного процесса С.И. Заир-Беком, И.В. Муштавинской предложена таблица, определяющая деятельность учителя и ученика на занятии. Даны рекомендации по использованию педагогического инструментария на определенных этапах (Приложение 1) [2].

   Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

1.3 Классификация педагогического инструментария технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

   Работая в режиме технологии развития критического мышления учащихся, учитель перестает быть главным источником информации, и, предлагая приемы технологии, превращает обучение в совместный поиск. За основу классификации взяты способы организации работы в процессе обучения учащихся (Таблица 1) [2]. 


Таблица 1
Классификация приемов и методов технологии РКМЧП
Способы организации работы
Название приемов, методов
Графические приемы организации материала
Кластер, таблица "З-Х-У"
Визуальные формы организации материала
Прием "Выглядит, как …", " Звучит, как…", сводная таблица, таблица "Кто? Что? Где? Почему?", приём "Плюс - минус - интересно", бортовые журналы
Приемы и стратегии работы с информационными текстами
ИНСЕРТ, эффективная лекция, верные и неверные утверждения
Приемы чтения материала с использованием различных типов вопросов
Чтение с остановками, таблица "тонких и толстых вопросов"
Формы письменной рефлексии
Синквейн, эссе, портфолио
Метод рефлексивного обобщения полученных знаний
"Шесть шляп мышления"
Модели постановки и решения проблем
Стратегия "Идеал", прием "фишбоун"
Формы групповой работы
Стратегия "Зигзаг", игра "Как вы думаете"
Стратегии организации дискуссии
Совместный поиск, перекрестная дискуссия

   Таким образом, технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" базируется на позициях важности суждений каждого, не авторитарности учителя, опоры новых знаний на имеющийся опыт. Процесс обучения с использованием технологии развития критического мышления должен быть представлен целостной системой работы учителя. 


Литература

1. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. // Подборки "Первое сентября" http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm

2.   Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.

3.  Клустер Д. Что такое критическое мышление.// Подборки "Первое сентября" http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902

4.  Примерные программы по учебным предметам. Биология 5-9 класс: М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

5. Развитие критического мышления через чтение и письмо http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/fiz_krit_m.doc


Приложение 1
Таблица 1
Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы
Стадия (фаза)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приёмы и методы
I. Вызов (evocation)
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.
Графическая систематизация материала: кластер, таблицы, верные и неверные утверждения, рассказ предположение по ключевым словам, составление списка "известной информации"
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах
II. Осмысление содержания (realization of meaning)
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения: маркировка с использованием значков "V", "+", "-", "?" (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах
III. Рефлексия (reflection)
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения, дополнения; творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления содержания
Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.
Методическая разработка